Простой преобразователь с 24 на 12 вольт

Для чего нужен такой преобразователь? Дело в том , что у большегрузных автомобилей напряжение в бортовой сети 24, а точнее 28 вольт, когда работает двигатель. А магнитолы или мини телевизоры работают от 12 вольт. Так вот водители, конечно, находят выход из положения, цепляя магнитолу к одному аккумулятору. Работать то она будет, только вот аккумуляторы разряжаются неравномерно. При работающем двигателе еще, куда не шло. А вот на стоянке можно усадить один аккумулятор так, что не хватит на запуск двигателя. И второй, заряженный аккумулятор не исправит положение. По сему вывод – надо включать в работу оба аккумулятора. Вот для этого и предназначена данная конструкция, когда-то мною разработанная и опробованная.

Схема преобразователя

Теперь о конструкции. В преобразователе применены детали имевшиеся в наличии на тот момент. Транзисторы КТ818БМ
и КТ819БМ в корпусе ТО-3 могут рассеивать мощность 100 ватт с теплоотводом. То есть теоретически преобразователь можно нагружать током 14 ампер. Но это теоретически, а на практике все будет определяться размерами радиатора. Слишком большой тоже не применишь, конструкция размером с магнитолу.

Опытным путем было установлено, что длительно преобразователь может работать при токе 3 – 5 ампер. Кратковременно – до 8 ампер. Про радиатор более точно сказать не могу. Скажу только, что транзисторы можно разместить на одном радиаторе без изолирования. Коллекторами то они так и так связаны. Можно и на разных радиаторах. Главное исключить возможность дотронутся радиатором до корпуса автомобиля или магнитолы. А лучше все таки изолировать транзисторы, и не парится.

Теперь о защитах. Магнитола все-таки вещь дорогая, а по сему нужно защитить ее от повышения напряжения на выходе преобразователя. В данном случае я применил три защиты. Две следят за пробоем транзисторов, как первого, так и второго. А третья срабатывает при превышении установленного тока. Срабатывание любой из защит приводит к включению реле К1 и отключению нагрузки от преобразователя. При этом загорается светодиод, сигнализируя о неисправности.

Теперь о налаживании. Настраивать защиты следует до установки в схему транзисторов VT2, VT3 и микросхем стабилизаторов. Сначала подаем от регулируемого источника напряжение 22 – 23 вольта на верхний(по схеме) вывод резистора R10. Подбирая резистор R11, добиваемся срабатывания защиты. По тому же принципу настраиваем защиту от пробоя VT3. Подаем 15 вольт на R13 и подбираем резистор R14. Далее впаиваем оставшиеся детали и проверяем что получилось. Возможно, придется подобрать резистор R8. Напряжение на коллекторах транзисторов VT2, VT3 должно быть 20 вольт.

В последнюю очередь настраиваем защиту по току. Тут регулировать можно как резистором R6, так и резистором R5. При данных номиналах у меня защита срабатывала при токе около 6 ампер. Резистор R5 можно составить из двух параллельно резисторов С5-16МВ-2Вт номиналом 0.22 ома. Конденсатор С1 увеличивает время срабатывания защиты, что бы не реагировала на заряд электролитических конденсаторов в магнитоле. Реле К1 любое, малогабаритное на 24 вольта. Главное чтобы были контакты работающие на размыкание.

Возможно такая схема покажется странной, но все это делалось для того чтобы равномернее распределить нагрузку между транзисторами. Но можно использовать схему с параллельным включением транзисторов. Для выравнивания токов через транзисторы используются выравнивающие резисторы. Схема при этом даже упроститься, а при использовании транзисторов КТ827А увеличится максимальный выходной ток преобразователя. Я думаю ампер 10 – 12 схема выдержит легко. Предохранитель надо только поменять на 15 амперный и защиту по току отрегулировать на больший ток.

Схема преобразователя2

Защита от пробоя транзисторов так же настраивается на 15 вольт подбором резистора R11. Если использовать в схеме транзисторы с меньшим коэффициентом усиления, те же КТ819, то кренку нужно тоже установить на радиатор. Сейчас радиаторов в любом радиомагазине полно всяких.